Эстетические качества сельского жилища массового строительства

Сельский жилой дом

В архитектуре дома, возведенного из индустриальных изделий, необходимо отражение единства художественного творчества и условий промышленного производства, а в архитектурных формах — правдивости и соответствия конструктивным системам зданий.

Вопросы эстетических качеств жилища индустриального изготовления были в центре внимания многих мастеров архитектуры. Так Вольтер Гропиус полвека назад писал об ошибочном предположении ухудшения архитектуры из-за индустриализации конструкций жилого дома. Он указывал, что стандартизации подлежат исключительно лишь элементы сооружений, для того чтобы внешний облик здания, собранный из таких элементов, был разнообразен; форма этих элементов должна определяться только их назначением и функцией, а их «красота» должна основываться на доброкачественности хорошо обработанных материалов и на ясной, простой форме, а не на придуманных украшениях и контурах, чуждых их структурным и  вещественным свойствам.

Если традиционные формы народного зодчества — крыльца, нарядные наличники, покрытые резьбой карнизы и прочие детали вполне уместны в жилых домах, выстроенных из местных материалов, то для домов индустриального изготовления применение их ведет к ложному украшательству.

Так, в некоторых проектах серий 25 и 135 имеются примеры «навешивания» на железобетонные панели многочисленных деревянных элементов, чуждых конструктивной основе жилого дома. Иногда декоративные наличники, фронтоны, фризы закрывают почти всю поверхность фасадов, кроме того, веранды и крыльца предусматривают деревянными. В результате исчезает тектоничность жилого дома индустриального строительства, снижается экономический эффект сборного домостроения.

Другой крайностью, присущей большинству жилых домов из крупнопанельных железобетонных изделий, является сухость и жесткость архитектурных форм образованных простым суммированием конструктивных элементов. Вместе с тем уже появились отдельные удачные решения сельского жилища с новыми архитектурными формами, выражающими сущность конструктивной системы здания. К их числу относится двухквартирный мансардный дом из железобетонных панелей, разработанный на основе изделий городской серии 90 и возведенный для Орехово-Зуевской птицефабрики (91). В двускатной форме крыши, органическом включении в объем дома летних помещений, акцентировке центральной части главного фасада прослеживается творческое использование традиционных архитектурных форм.

Дальше >>