Эстетические качества сельского жилища массового строительства

Сельский жилой дом

Двухквартирный мансардный дом с квартирами в двух уровнях в пос. Орехово-Зуевской птицефабрики Московской области

из железобетонных панелей преобладает новаторское направление формирования архитектурных решений, то для жилых домов, изготовленных на основе древесины, развиваются течения — как новаторские, так и традиционные.

Двухквартирный мансардный дом серии 209 в пос. Нелидово Калининской области

прежних форм, а открытием новых качеств, основанных на использовании традиций. Создание нового и неожиданного на фоне известных архитектурных форм обещает каждому сельскому жителю в целом привычное окружение и вместе с тем малую частичку неизведанного (93).

Средства художественной выразительности домов деревянного индустриального изготовления ограничены из-за жесткости контура крупных элементов, малого числа деталей, скупых очертаний объемов зданий. Поэтому возрастает роль декора, в том числе различных элементов и деталей убранства. Применение унифицированных деталей снижает трудоемкость их проектирования и производства. В  последнее время появляются отдельные альбомы унифицированных деталей жилых домов. Например, разработан альбом архитектурных деревянных деталей для жилых домов серии 219. В него включены номенклатура и рабочие чертежи унифицированных взаимозаменяемых архитектурных элементов жилых домов, обеспечивающих как условия индустриального строительства, так и требования разнообразия облика домов и жилой застройки села. Альбом состоит из чертежей крылец, наружных лестниц и их ограждений, наличников окон и входных дверей, карнизных досок и щитов, элементов веранд, щитов фронтонов и слуховых окон.

Основой для выбора и конкретизации архитектурных элементов и деталей явились наиболее характерные и массовые схемы объемно-планировочного решения одноквартирных жилых домов. Характер рисунка элементов и деталей основан на материалах народного деревянного зодчества, при этом предпочтение отдавалось характеру декора, типичного для зодчества русского Севера, который по своему крупному масштабу и выразительности изображения наиболее близок к современной архитектуре (94).

Дальше >>